Wednesday, January 16, 2013

K. Jaspers. from Больная душа в обществе и истории (социальные и исторические аспекты психозов и психопатий)'


  • Существует великое множество типичных жизненных ситуацийприведем лишь несколько примеров. Давление безнадежных социаль­ных условий, хронические телесные недомогания, постоянные, отяго­щающие душу житейские заботы и нужда — все это в отсутствие борь­бы, душевных порывов, цели и идеи часто приводит к апатии, безразли­чию и крайнему оскудению всей психической жизни. Особый случай — тип рецидивиста, безразличного, безнадежного, злобного, тупого, мрач­но отталкивающего от себя всех, кто предъявляет к нему какие-либо требования. Утрата своих корней — судьба многих современных людей. Психоаналитики обращают особое внимание на то, как воздейству­ют на человека семейные отношения. Определенное воздействие на формирование индивида оказывают такие факторы, как воспитание на примерах из прошлого, идеалы и обучение; но несравненно более важна “коллективная”, групповая “душа”. Бессознательное родителей влияет на детей, которые и не подозревают об этом. “Связи в системе „семья— душа—тело» словно передаются по проводам”; например, “жизнь, ко­торую родители хотели бы прожить, но не смогли из-за своей слабости или нерешительности, превращается в задачу, решение которой остает­ся на долю детей”. Интенсивность влечений меняется в зависимости от ситуации. В ус­ловиях упорядоченной, спокойной жизни и строгих нравов половое вле­чение, как правило, резко усиливается; в условиях крайних лишении чувство голода сходит на нет; голод и половое влечение ослабевают при наличии постоянной опасности для жизни.

  • Беспрецедентные спокойствие и устойчивость, столь характерные для жизни до 1914 года, привлекались для объяснения многих аномаль­ных явлений. Несколько утрируя, эту аргументацию можно свести при­мерно к следующему. В прежние времена человека на каждом шагу под­стерегают рок, жизнь была полна опасностей и приходилось рассчиты­вать только на себя; ныне же тревожная и эгоистическая гонка происходит только ради того, чтобы получить экономическую выгоду, — самой же жизни ничто не угрожает, так как она находится под надежной защи­той социальных институтов. Прежде большинство людей жило естест­венной трудовой жизнью, которая требовала полной отдачи от каждого; ныне же мы наблюдаем, с одной стороны, безжалостное засилье изнури­тельного физического труда, а с другой — богатых, бездеятельных, не преследующих никакой жизненной цели, не имеющих почти никаких обязанностей людей, которые тем не менее в большинстве своем недо­вольны жизнью. Пустота, бессодержательность жизни порождает ими­тацию полноценной жизни и способствует развитию истерического ти­па личности. На место истинных, судьбоносных ценностей приходит боязливая, мелочная зависимость от моральных норм и условностей. Это ведет к подавлению нормальных влечений и естественных чувств, к возникновению истерических симптомов.

http://www.otrok.ru/doktor/jaspers/jaspers5.htm

No comments:

Post a Comment