Благородство человека. Вопрос, возможно ли еще достоинство человека,идентичен вопросу, возможно ли еще благородство. В настоящее время речьбольше не может идти об аристократии как о господстве меньшинства в качественаследственно привилегированного слоя, возвысившегося над толпой в силусвоей власти, имущества, воспитания и осуществленного в нем идеалаобразованности, - того слоя, который считает себя и считается другимибыть господством лучших. Если аристократия как социальный слой временносообществом лучших. Аристократия редко могла длительное время действительно принадлежала к числу самых значительных явлений, то очень скоро онавыделяющемуся в толпе индивиду, требование равенства, беспощадная изоляцияпревратилась в господство меньшинства, которое, само являясь массой, обрело типичные черты таковой; принятие решений большинством, ненависть к каждому каждой особенности, непредставительной для всех, преследование всегов ряде случаев создавала неповторимый духовный мир, было следствием еевыдающегося. Аристократия, как господство меньшинства в качестве массы, заимствует доступные всем ее членам исключительные качества как социальные суррогаты действительного благородства человеческой экзистенции. То, что она происхождения из подлинно благородного социального слоя и постоянногосамовоспитания. И впредь могут появляться, вероятно, могущественные социальные слои, но они будут варварскими.Проблема человеческого благородства состоит теперь вспасении воздействия наилучших, число которых невелико.Однако эта аристократия не может держаться в стороне от мира, заполняяличную жизнь романтической любовью к прошлому. Если она не войдет всознательном волении в условия существования своего времени, с которыми онапритязаниями. Лучшие представители благородства внутри человеческогофактически связана, она составит лишь искусственные группы с необоснованными бытия - неталантливые, которых можно было бы выделить, не типы рас, которыенаиболееожно установить антропологически, даже не гениальные люди, создающиемыдающиеся произведения, то среди них всех те люди, которые являются самимивсобой, в отличие от тех, кто ощущают в себе лишь пустоту, ничто не считаютсвоим, бегут от самих себя. Сегодня начинаетсяпоследний поход против благородства. Он ведется нена политическом или социальном уровне, а в самих дyшax людей. Следовало быповернуть вспять то развитие, которое считают сущностью нового, но теперьуже прошедшего времени, - раскрытие личности. Серьезность проблемы, какпозаботиться о человеке массы, который не желает внутренней независимости,ведет к восстанию в каждом из нас экзистенциального плебейства противкоторую человек завоевывает в ходе своей судьбы, может быть в конце концовсамобытия, требуемого от нас божеством в его таинственности. Возможность, уничтожена. Инстинкты людей массы вновь, как уже не раз, и опаснее, чемсуществовании массы. Именно этокогда-либо, объединяются с церковно-религиозными и политическими абсолютистскими инстинктами, чтобы освятить универсальное нивелирование ввосстание направлено против подлинного благородствачеловека. Прежние политические восстания могли оказаться успешными, неразрушая его; это же, если бы оно удалось, уничтожило бы самого человека.пророков и греческих философов, превратило бытие человека в то, что затем вИбо не только последние века, но все историческое время, начиная с иудейских новое время стали называть личностью. Однако по-разному именуемое, онообъективно недоступно, всегда остается единственным, ничем не заменимым способом самобытия.Солидарность. Когда люди перемешиваются, как пыль, действительность вее достоверности встречается лишь там, где друзья являются подлиннымидрузьями в фактической коммуникации их открытости и солидарности, в личнойее связьверности. От одиночества спасает не мир, а самобытие, устанавливаю щного человека с другим. Это единство обладающих самобытием есть невидимаяо действительность существенного. Поскольку объективного критерия надежногодсамобытия не существует, оно не могло быть объединено в группы власти.х слабость, сила их может сохраняться только в невидимости. Существует не"Треста порядочных людей", как принято было говорить, не существует. В этом ификсированная в договорах связь, более сильная, чем национальное, государственное, партийное и социальное сообщество, чем раса. Эта связьнепосредственно незаметна и проявляется лишь в своих следствиях. Подобнаяблизость обладающих самобытием людей - лучшее, что может бытьнам даровано сегодня. Эти люди служат друг другу гарантией того, что бытиеесть. В миру это те, кто меня волновал как действительность, кто оставалсяпросто общался. У нас больше нет пантеона, им служит нам память об истинныхво мне, приводил меня к самому себе, а не те, кто проходил мимо, с кем я людях, которым мы обязаны тем, что стали такими, как мы есть. Влияниедействителен в качестве живых. Они пребывают для нас как бы в уверенномизвестных из истории великих людей становится для нас решающим не сразу, но лишь в той степени, в какой они как бы вновь узнаются в тех, кто был нам знании их близости, остаются без притязаний вовне, без обожествления, безвязанности самобытных людей, которые верны обязательству постояннопропаганды. Они не встречаются среди того, что открыто публичности и значимости, и тем не менее именно они определяют правильное движение вещей. В изолированном существе подлинного благородства быть не может. Оно - в синтересоваться друг другом, помогать друг другу, когда они встречаются, и быть готовым к коммуникации, ожидая ее, не проявляя навязчивости. Не сговариваясь, они сохраняют взаимную верность, более непоколебимую, чемолидарностью лучших их членов, которая ощущается, даже если не находитоснованную на договоре. Такая солидарность распространяется и на врага, если одно самобытие подлинно противостоит другому. Тогда осуществляется то, что могло бы быть в политических партиях, невзирая на все различия, ссвоего выражения, потому ли, что для этого нет повода, или потому, что ситуация не предоставляет для этого возможности.отделиться от встречающихся повсюдуСолидарности этих людей надлежитактических предпочтений, связанных с симпатией или антипатией, отфсвоеобразной притягательности друг для друга всякой посредственности,остоянно молча действующего объединения многих против немногих. Если всечувствующей себя хорошо при отсутствии высоких требований, от вялого, но пони чувствуют себя уверенными в массе, в которой они встречаются и из которой они выводят свое право, то солидарность тех, кто обладаетна ненадежна из-за слабости, связанной с малочисленностью и неуверенностьюсамобытием, хотя и бесконечно более прочна во взаимной надежности, распространяющейся даже на не допускающее объективацию поведение, но в мире ово встречах. У многих есть десятки друзей, которые не являются таковыми; эти же счастливы, имея одного.рассеяно в мире. Тот, ктоБлагородство духов, обладающих самобытием,ступает в их сферу, приходит к этому не на основе суждения, а посредствомвосуществления своего собственного бытия. Единство этого рассеяния подобнорузей, тот или другой член которой благодаря объективности своейневидимой церкви некоего corpus misticum [мистическое тело] в анонимной цепи ддеятельности обнаруживается другим, быть может, далеким самобытием. В этомбез`образном царстве духов время от времени находятся отдельные люди,которые воспламеняются в близости строгостью своей коммуникации. Они всегдаслужат началом высшего взлета, возможного теперь в мире. Только они,собственно говоря, создают облик людей.Благородство и политика. Массы приводятся в движение вождями, которыеговорят им, чего они хотят; историю творит меньшинство. Однако в настоящеевремя маловероятно, чтобы массу могла бы постоянно держать в повиновениисегодня все люди, неспособные действительно мыслить в силу отсутствияаристократия, право которой на господство она бы признавала. К сожалению, самобытия, все-таки благодаря тому, чему они научились, обрели способностьет возникнуть вопрос, каким образом меньшинство, получив на мгновение одобвысказывать свои мысли и манипулировать ими. Между тем, обретя таким образом свою долю в. мышлении, масса беспрерывно осуществляет нажим. Поэтому мо жрение массы, приходит к осуществлению власти, посредством которой оно впоследствии и при отсутствии одобрения сохраняет господство, формируя человека массы, который не есть он сам и не знает, чего он хочет.гий по крови объединиться, чтобы завоевать власть в государстве. ОниЗамкнутое меньшинство может в сознании своего благородного происхождения под именем авангарда или в качестве самых передовых, наиболее волевых из последователей вождя, в силу исторически унаследованных привил еформируются по аналогии с прежними сектами: строгий отбор, высокие требования, постоянный контроль; они ощущают себя элитой и пытаются после захвата власти сохранить свои преимущества посредством воспитания молодежи, способной продолжать ихтократическую массу меньшинства. Безнадежно в определяемую массой эпоху жддело. Однако даже если при возникновении этой элиты сила самобытия в качестве благородства человека и могла играть известную роль и продолжает ее играть в ведущих индивидах, то в своей совокупности они создают новую, отнюдь не ари сать благородства человеческого бытия в образе господствующего меньшинства. Поэтому аристократия и масса окончательно и на необозримое время перестали являть собой специфические политические проблемы. Правда, они встречаются еще как антитезы в политической аргументации, но это толькосвоего осуществления.слова; по существу же, все дело в том, господствует ли организованное меньшинство над большей массой, или благородство действует анонимно внутри массового порядка; устанавливается ли несправедливая и поэтому невыносимая форма управления, или благородство человеческого духа находит сферу дляЛожное притязание на благородство. Поскольку благородство есть лишь вовзлете, в котором завоевывает себя бытие, оно не может само дать себепредикат. Оно - не род, в который человек входит или не входит, а человеквообще в возможности своего взлета. Поскольку мы склонны находитьудовлетворение только в существовании, сила взлета всегда свойственна толькокачестве вершины ее сущности, а скорее смутный упрек ей. Лишь непонятные онинемногим и в них непостоянна. Эти немногие - не представители массы в становятся ей известны.Где идея равенства отдаляется от только метафизически мыслимойзначальной возможности и касается фактического существования людей, онаилишена истинности; именно поэтому от нее почти всегда безмолвноеприятный смех, мерзкие удовольствия, недостойные жалобы, ощущение себяотказывались. Отвратительные физиогномические черты в поведении и облике, нсильными только в массе - все это не оттолкнет лишь того, кто только в пошлом окружении чувствует себя в сообществе равных. Нет человека, которыйере, в какой они служат, трудятся, поднимая взор, знают импульс возможногомог бы равнодушно видеть себя в зеркале; чем сильнее он переживает взлет, тем острее чувствует он другое в себе. Людей массы следует признавать в той мвзлета, другими словами, в той мере, в какой они сами суть то, чем в большей степени являются немногие. Любви достоин не человек как экземпляр существования, а человек как возможная экзистенция, в каждом индивиде - егое; ложное становитсявозможное благородство. Если же благородство в человеке хочет понять себя как определенное существование и выделить себя, то оно становится ложным; истинное благородство анонимно как требование человека к се бжестом и требованием, обращенным к другим. Поэтому в ответ на вопрос, возможна ли еще в наше время аристократия, следует апеллировать лишь к человеку, задавшему этот вопрос, к нему самому.Поле духовного сражения существует в каждом, если он еще не полностью утратил силу.Философская жизнь. Благородство человека может быть названо философскойжизнью. Благородством обладает тот, кто обладает истиной веры. Кто опираетсяна авторитет в том, чем он может быть только сам, это благородство теряет;своего взлета как движение конечного самобытия в его крушении, истину,тот же, кто вверяет себя божеству, не теряет себя, но претерпевает истину исходя из которой все происходящее в мире не может быть для него большим,внутреннего действия вчем он сам есть для себя. Сохранить требование к этому благородству - прежде всего дело традиции. Невозможно достичь всего во внешнем действии; дл янтре вещей человека существует слово, не пустое слово, а слово, котороец еожет пробудить то, что приближается. Слово преображается, но остаетсямтайной нитью, по которой ощупью пробирается сквозь время подлинное бытиенешняя действительность существования мира лишена души, есть последнийчеловека. В качестве философской жизни это бытие человека, без которого всмысл философского мышления; только в нем находит свое подтверждение систематическая философия.жит просто следовать, и не идеальный тип, в соответствии с которым надоВ характере философской жизни человека заключена его судьба. Это не предписание, которому надл е строить свою жизнь. Философская жизнь вообще не есть нечто идентичное для всех. Она - армия отдельных людей, поток падающихбы он ни был ничтожным, последует за ним во взлете своего самобытия.звезд, который, не зная откуда он пришел и куда направляется, проходит сквозь существование. Отдельный человек, каким
Saturday, June 15, 2013
Благородство. Jaspers
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment